Инки были безграмотными. Или нет?

Инки не оставили сомнений в том, что их цивилизация была сложной и технологически развитой. В XV веке это была самая большая доколумбовая империя в Южной Америке, простиравшаяся на 5000 км вдоль западного побережья, от Эквадора до Чили. Они не только смогли приспособиться и процветать на сухих склонах высоких Анд, но и строили дороги, которым позавидовали бы древние римляне. Инки проложили 40000 километров дорог, перебросили огромное количество подвесных мостов через опасные горные пропасти, спроектировали сотни тысяч акров высокогорных террасных сельскохозяйственных угодий и построили цитадель на скалистой вершине на высоте 2,4 километра над уровнем моря. Но парадокс инков заключается в том, что, несмотря на такие достижения, они так и не изобрели письменность. Значит ли это, что целая цивилизация была абсолютно безграмотной? Как тогда они смогли добиться таких результатов? Месопотамия, Египет, Китай, майя Мексики и Центральной Америки имели все это, а также письменность.

Больше 10 миллионов человек жили в государстве инков. Вся власть была сосредоточена в столице Куско (на юге Перу), но при помощи многоуровневой системы управления она распространялась на частично самоуправляемые провинции. У инков не было денег и рыночной экономики. Производство и распределение продуктов питания и других товаров контролировались централизованно. У людей была собственная земля для обработки, но каждый подданный получал предметы первой необходимости из государственных хранилищ в обмен на труд, по сути являющийся выплатой дани. Историки не могут сойтись во мнении была ли это социалистическая утопия или авторитарная монархия. Но в одном они едины – никто не оспаривает ее эффективность.

Почему они никогда не развивали искусство письма? Потому что у них было то, что делало это ненужным, — уникальная и очень точная система регистрации, называемая кипу.

Что такое кипу

Для изготовления кипу требовалась только веревка (сделанная чаще всего из хлопка или шерсти альпака), расположенная в горизонтальном положении (основная веревка), к которой крепились более тонкие веревки, висящие вертикально (второстепенные веревки) и к которым, в свою очередь, можно было прикрепить другие веревки (вспомогательные веревки). В результате самые сложные кипу имеют древовидную структуру с различимыми четырьмя или пятью уровнями ветвления. Второстепенных веревок могло быть от нескольких штук до нескольких сотен.

Для фиксации информации на второстепенных и вспомогательных веревках, то есть всех тех, что свисали с основной веревки, завязывались узлы. Длина шнуров могла варьироваться, но длина основного шнура всегда была больше, чем пространство, занимаемое второстепенными шнурами. Это означало, что один из его концов оставался незакрепленным и использовался для свертывания кипу, когда оно больше не использовалось. После этого на свернутое кипу можно было поместить какой-нибудь отличительный элемент, например цветное перо, чтобы его можно было легко идентифицировать в помещении, где хранилось несколько таких предметов.

На одном кипу и даже на одной веревке шнуры могли быть разного цвета. В зависимости от способа скручивания нитей в шнур и их цвета результат имел тот или иной вид (однотонный или полихромный). Были найдены даже такие кипу, которые меняют цвет на половину длины. Узлы имели разную форму: они могли быть простыми и сложными, и, присмотревшись к ним, легко убедиться, что они специально сделаны вправо или влево. Кипу были универсальными и позволяли изменять определенные данные: нужно было лишь развязать узлы и завязать их заново.

Узлы располагались группами, и расстояние между этими группами тоже имело значение. Положение узлов на веревке, а также их взаимосвязь с другими узлами имели важное значение для интерпретации кипу. Например, узел на конце веревки может иметь значение, отличное от значения узла, расположенного ближе к основной веревке.

С учетом различных факторов: цвета веревок, структуры и направления узлов, по оценкам ученых, изготовители кипу могли иметь в своем распоряжении более 1500 единиц информации. Для сравнения, у шумеров клинописных знаков было меньше 1500, а иероглифов у египтян меньше 800.

Известно точно, что эти замысловатые шнуры представляют собой систему для записи чисел. Таким образом инки сохраняли цифровую информацию о количестве полученного урожая, количестве жителей того или иного поселения, скота, о собранных налогах и долгах. Но примерно 15% всех кипу, доживших до наших дней, выбиваются из общей системы. Ученые считают, что на этих кипу записана другая информация – история, мифы, песни.

Первые расшифровки простейших кипу появились в 1920-х годах, когда антрополог Леланд Локк проанализировал хранящиеся в нью-йоркском музее кипу и пришел к выводу, что узлы на нитках завязаны в определенной последовательности – рядами, почти как костяшки на счетах. Он выяснил, что каждый ряд узлов на определенной высоте обозначал числовой разряд – единицы, десятки, сотни, тысячи, а количество петель каждого узла означает количество единиц в каждом разряде. Проще говоря, узел из трех петель на уровне десятков означает число 30, узел из одной петли на уровне сотен и узел из двух петель на уровне десятков вместе означают число 120.

Что касается другого типа кипу, то абсолютных доказательств теории о том, что на них может быть записана не только цифровая информация, не существует. Есть лишь предположения и рассказ Диего де Авалоса, жившего в Андах в 16-м веке, который прогуливался с судьей по району Анд, и обнаружил коренного жителя, прятавшего кипу. Когда его спросили о содержании кипу, мужчина ответил, что это отчет обо всем, что произошло в этих землях с тех пор, как Империя инков распалась. Поскольку однажды она снова будет процветать, он должен будет дать отчет своим лордам о «всех испанцах, прошедших той королевской дорогой, о том, что они просили и покупали, а также о том, что они делали, и хорошее, и плохое».

Можно сказать, что кипу — это чудо информационной инженерии, сложная система, которая использует веревки и узлы для кодирования данных.

Хранители кипу

Предположительно, в той или иной степени кипу могли владеть достаточно широкие слои населения, однако на государственном уровне ими занимались профессионалы. Ключом к успеху в управлении государством был поток надежных данных в форме переписей, счетов дани и инвентаризации складов. Для этого инки полагались на кипумайуков, или хранителей кипу, специально обученную касту, которая умела завязывать и читать такую узелковую «письменность».

Если кипу были «книгами» цивилизации инков, то кипукамайоки были «библиотекарями» и «писателями» этой богатой традиции. Эти люди были экспертами в искусстве создания, поддержания и «чтения» кипу, и их роль в обществе инков имела первостепенное значение.

Кипукамайоков отбирали с раннего возраста, они проходили тщательную подготовку, чтобы освоить сложную систему узлов и веревок. Не каждый мог стать кипукамайоком. Это требовало сочетания умственных способностей, исключительной памяти и глубокого понимания различных сторон жизни инков, от экономики до религии и истории.

Эти люди пользовались большим уважением в обществе инков. Однако на них лежала и большая ответственность, поскольку ошибка в кипу могла иметь серьезные последствия: от административных недоразумений до политических конфликтов.

Кипу при испанском завоевании

Расшифровать кипу невероятно сложно. Одна из главных причин – их сохранилось очень мало. Всего около 1000 кипу существует в частных коллекциях и музеях. Во-первых, потому, что они изготавливались из органических материалов – шерсть, волосы, трава, во-вторых, испанские завоеватели питали к кипу чувства совсем не теплые.

Испанские конкистадоры под предводительством Франсиско Писарро впервые столкнулись с инками в начале 1530-х годов. Они были поражены великолепными каменными городами, золотом и сокровищами, они были очарованы тем, как организовано общество. Но, будучи иностранными завоевателями, они подозревали, что завязанные узелками веревки могут содержать рассказы об истории и религии инков, и уничтожали те, которые попадались им на глаза, как идолопоклоннические объекты. Немногие существующие описания кипу, сделанные исследователями и миссионерами, не содержат достаточно подробностей для понимания того, как инки их делали и «читали».

Однако эффективность кипу как системы регистрации заставила испанцев переосмыслить свои идеи. Парадоксально, но через несколько лет после завоевания и сожжения сотен тысяч кипу колониальная администрация стала поощрять их использование, чтобы коренные жители могли контролировать перепись населения. Даже священники призывали коренных жителей «тщательно подумать о своих грехах и сделать из них кипу» перед исповедью. Их также использовали в католическом богослужении для запоминания молитв и грехов на исповеди. Но в 1583 году Третий совет Лимы запретил их использование. Несмотря на запрет, общины продолжали использовать кипу, и в 1622 году приходской священник Андауайлильяса Хуан Перес Боканегра написал об исповедальном кипу в своем «Формальном ритуале», в котором описывается, как коренные жители ходили исповедоваться с кипу, на которых записывались их грехи.

В конечном итоге их использование было запрещено, поскольку завоеватели опасались, что некоторые кипукамайоки останутся верными своим правителям. Церковь, со своей стороны, в своей кампании по обращению всех в католицизм в итоге тоже стала считать их объектами идолопоклонства. Поэтому кипу приговорили к костру за то, что они были делом рук дьявола. Тем не менее, кипу существовали до 1725 года, но к тому времени кипукамайоков почти не осталось, искусство чтения кипу было фактически утрачено.

Несмотря на это даже сегодня в Андах есть общины, которые продолжают использовать кипу. Обычно это ритуальные предметы, сделанные из ниток, и не имеющие ничего общего с древними кипу.

Расшифровка кипу

В наше время понятно значение только самых простых элементов кипу. За столетия никто так и не смог заставить эти узлы заговорить. И хотя недавние открытия ученых позволяют определить некоторые признаки фонетического символизма в нитях, расшифровать сведения пока не получается. Нет, к сожалению, еще одного Розеттского камня. Возможно, когда-нибудь, при помощи компьютеров, будет взломан код инков, и мы научимся понимать цивилизацию, история которой до сих пор рассказывалась только европейцами, практически уничтожившими ее.

Более того, из записей миссионеров стало известно, что кипу сопровождались устными сообщениями, которые дополняли хранимую на кипу информацию, поэтому они функционировали как мнемоническая система, которую мы сегодня утратили.

Интересно думать о том, как такие, казалось бы, простые вещи, как веревки и узлы, можно использовать для кодирования огромного количества информации. Эта изобретательность и приспособляемость являются еще одним доказательством сложности и глубины мира инков и заставляют нас задуматься: какие еще секреты ждут своего открытия в этих узловатых веревках?

Больше фактов, викторины и статьи на телеграм-канале Семнадцатый и на канале Дзен