Романский стиль в архитектуре

Пизанский собор. Италия. Пиза.

Название стиля происходит с латинского и в переводе означает – римский, британцы романский стиль чаще всего называют «норманнским». Период его расцвета в Европе приходится на XI в. Однако первые упоминания об архитектуре в романском стиле относят к X в., когда он начал проявляться во французском зодчестве. Основную роль в возникновении и развитии романского стиля сыграли монашеские ордена, которые существовали тогда в большом количестве. По этой причине требовалось достаточное количество разного рода сооружений, чаще всего религиозных – храмы, церкви. Церковь была не только самой могущественной и богатой религиозной организацией, но и сильнейшей политической силой Европы, которая оказывала серьезное влияние на культуру, политику и частную жизнь прихожан. При монастырях стали образовываться строительные артели, где начала развиваться специализация.

Ксантенский собор. Ксантен. Германия
Ксантенский собор. Ксантен. Германия

На первом этапе развития романского стиля особых территориальных различий в архитектуре не отмечалось. Они появились дальше, с развитием национальных архитектурных школ – французской, ломбардской, саксонской и т.д.

Рост и развитие городов, а вместе с этим повышенный спрос на строительство городских сооружений, стали очередным шагом к становлению романского стиля. Начали появляться замки, форты, донжоны, крепости и укрепленные жилые дома.

Основным отличием романского стиля являются лаконичность внешней отделки и простые архитектурные формы – цилиндр, куб, призма. Только окна могли иметь замысловатую форму, например, трилистника или глаза. Основным новшеством, которое романский стиль внес в европейскую архитектуру, стала сводчатая арка. Деревянные перекрытия почти не используются, вместо них приходит каменный свод. Вход оформлялся порталом в виде врезанных в стены арок. Причиной такой простоты являлось не столько отсутствие опыта в возведении более сложных конструкций, сколько глубокая религиозность общества и влияние церкви, проповедующей строгость и отсутствие излишеств.

Основными постройками стали замок-крепость и храм-крепость. Доминирующее положение в замке всегда занимал донжон – высокая башня прямоугольной или многогранной формы.

Шпайерский собор. Шпайер. Германия

В силу ряда причин романский стиль отличается массивностью и огромными размерами строений. Основная идея подобных построек заключалась в том, чтобы показать силу и мощь владельца, оказывать давящее, гнетущее ощущение на прихожан. Стены и пилоны делались очень толстыми и прочными. Это объяснялось, в том числе оборонительной функцией сооружений. Крепкие стены замков и храмов, а также внутренние размеры и планировка должны были в первую очередь отвечать требованиям безопасности в раздираемой междоусобицами Европе. По этой же причине для постройки чаще всего выбирали возвышенность, вершины гор или острова. Часто вокруг замков был вырыт глубокий ров, заполненный водой. Единственной связью с внешним миром был подъемный мост.

Интерьер романских зданий был украшен барельефами и скульптурой, которая в то время служила для выражения божественности и трагичности. Роспись храмовых стен и скульптура должны были объяснять прихожанам церковную службу, поскольку она велась на латинском языке и немногие миряне могли ее понять, изображались библейские и евангельские сюжеты, реже встречаются житийные и исторические. Скульптура романского стиля отличается неправильными пропорциями – головы, как правило, слишком велики. При строительстве романских зданий впервые начали создавать витражи. Тогда это были примитивные композиции, выполненные преимущественно из малого количества фигур.

По сравнению с развитыми на тот момент архитектурными школами востока, чьи сооружения были тонко продуманы, ярко и затейливо украшены, романский стиль кажется примитивным. Однако это был первый опыт создания Европой собственного художественного стиля, отвечающего всем требованиям средневекового общества.