Крик Эдварда Мунка

"Крик". Эдвард Мунк. 1893 год. Фото: Википедия

Захватывающий и яркий «Крик» — одно из самых знаковых произведений искусства, когда-либо созданных. С момента своего завершения в 1893 году картину стала одним из самых глубоких изображений тревоги и психических расстройств и оказала решающее влияние на формирование движения экспрессионистов начала 20-го века. Андрогинная голова в форме черепа, длинные руки, выпученные глаза, расширяющиеся ноздри и яйцевидный рот прочно укоренились в нашем коллективном культурном сознании; кружащийся синий пейзаж и особенно огненно-оранжевое небо породили множество теорий относительно изображенной сцены. Как и «Мона Лиза», «Крик» стал объектом драматических краж и возвращений, а в 2012 году одна из версий картины была продана частному коллекционеру почти за 120 млн. долларов, что стало второй по величине ценой, достигнутой на тот момент за картину на аукционе.

Долгое время «Крик» является единственным произведением искусства, характеризующим Эдварда Мунка, норвежского художника конца 19-го века. Мунк родился в Норвегии в 1863 году. Его ранняя жизнь была омрачена трагедией – мать умерла от туберкулеза, когда ему было пять лет, а сестра позже умерла от той же болезни. Другая из его сестер была помещена в лечебницу из-за психического заболевания, а его единственный брат умер от пневмонии в возрасте 30 лет. Страдания Эдварда усугублялись его собственным хрупким здоровьем, а предпочтение загробного мира, выраженное его глубоко религиозным отцом, только усилили ощущение неминуемости смерти. «Я унаследовал двух самых страшных врагов человечества — наследие чахотки и безумия. Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, стоявшими у моей колыбели», — писал он в своем дневнике. Мунк заявлял, что унаследовал «семена безумия» от своего отца, которого он описал как «темпераментно нервного и одержимо религиозного человека». Художник признавал, что личные трагедии, болезни и неудачи питают его творческую работу. «Мой страх перед жизнью необходим мне, как и моя болезнь», — написал он однажды. «Без тревог и болезней я — корабль без руля… Мои страдания — часть меня самого и моего искусства. Они неотличимы от меня, и их разрушение уничтожило бы мое искусство».

Он начал свою творческую карьеру будучи учеником норвежского художника Кристиана Крога, который пропагандировал реалистическое изображение современной жизни, известное как натурализм, но со временем Мунк покинул его и разработал собственный психологически заряженный и экспрессивный стиль для передачи эмоциональных ощущений.

После серии «Фриз жизни», в которую входил «Крик» Мунк добился признания, однако чрезмерное употребление алкоголя и нестабильное психическое состояние стали причиной помещения его в санаторий в 1908 году. В 1909 его выписали, но художественные способности уже не восстановились полностью. Остаток своей жизни художник прожил в одиночестве в своем поместье Экели и умер в 1944 году в возрасте 80 лет.

Мунк, который никогда не был женат, называл свои картины своими детьми и ненавидел разлуку с ними. Живя один в своем поместье недалеко от Осло, последние 27 лет своей жизни, все более почитаемый и все более изолированный, он окружал себя работой. После его смерти за запертыми дверями на втором этаже его дома обнаружили коллекцию из 1008 картин, 4443 рисунков и 15 391 гравюры, а также гравюр на дереве, гравюр, литографий и фотографий. И все же, ирония непростой жизни Мунка заключается в том, что созданным им единственный образ, затмил его достижения как новаторского и влиятельного художника и гравёра.
Картина «Крик» была задумана как часть цикла «Фриз жизни», в которой было четыре разные темы – любовь, болезнь, тревога и смерть, и существует в четырех известных формах: первая картина, выполненная маслом, темперой и пастелью на картоне (1893), два образца пастелью (1893) и окончательная картина темперой (1910). Мунк также создал литографическую версию в 1895 году. Первоначальное название картины – «Отчаяние».

Четыре версии картины «Крик» Эдварда Мунка.

На картине изображено место, расположенное на холме Экеберг в Норвегии, на заднем фоне бледный город и пейзаж – это вид на Осло и Осло-фьорд. Что касается сюжета, то Мунк сочинил известную историю о своем личном взгляде на эту картину, вдохновленную собственным опытом. За год до завершения картины он сделал в своем дневнике запись о необычном происшествии, произошедшем с ним много лет назад. Он пишет: «Я шел по дороге с двумя друзьями. Солнце садилось. Я почувствовал волну печали, и небо вдруг стало кроваво-красным. Я остановился, прислонился к забору, смертельно уставший, и посмотрел на пылающие облака, словно кровь и мечи, на иссиня-черный фьорд и город. Мои друзья пошли дальше, а я стоял там, трясясь от тоски, и у меня было такое ощущение, будто огромный, бесконечный Крик пронесся сквозь природу». Этот момент настолько поразил Мунка, что он не только перевел его на холст многократно, а также в гравюрах, но даже написал стихотворение об этом происшествии. Может он хотел изгнать из своей памяти этот случай путем постоянного выражения чувств и эмоций на холсте или ему наоборот нужно было пережить это снова и снова?

В 2004 году появилась новая теория, объясняющая сюжет «Крика». Ученые решили сосредоточиться исключительно на кроваво-красном небе Мунка. В 1883 году в Индонезии произошло одно из самых ужасных вулканических извержений – взорвался вулкан Кракатау. В результате его извержения, как писала газета «Нью-Йорк Таймс», 28 ноября 1883 года появились одни из самых удивительных закатов всех времен: «Вскоре после 5 часов западный горизонт внезапно вспыхнул ярким алым светом, который окрасил небо и облака в малиновый цвет. Люди на улицах были поражены необычным зрелищем и собрались небольшими группами на всех углах, чтобы посмотреть на запад. Многие думали, что начался сильный пожар». Аналогичная заметка была опубликована всего два дня спустя в норвежской газете: «Сильный свет был виден вчера и сегодня около 5 часов утра к западу от города. Люди думали, что это был пожар, но на самом деле это было красное преломление в туманной атмосфере после захода солнца». Это явление наблюдали в течение нескольких месяцев миллионы людей по всему миру. Вполне естественно, что некоторые из них могли быть напуганы и поражены увиденным. Но видел ли это Мунк?

Третьей версией сюжета является место, изображенное на картине. У подножия холма Экеберг находился сумасшедший дом, где содержалась сестра Эдварда Мунка, а неподалеку была скотобойня. Некоторые источники описывают, что в те времена можно было услышать крики убиваемых животных, а также крики психически больных пациентов на расстоянии. В этой обстановке Эдвард Мунк, вероятно, мог быть расстроен от криков, которые он действительно слышал в этом месте, а в сочетании с его постоянным неспокойным состоянием они могли вызвать действительно неприятные ощущения.

Наконец, в 1978 году было высказано мнение, что существо на переднем плане картины могло быть вдохновлено перуанской мумией, которую Мунк мог видеть на Всемирной выставке 1889 года в Париже, поскольку оно имеет жуткое сходство с картиной Мунка.
В левом верхнем углу одной из версий картины есть крошечная надпись, сделанная карандашом на норвежском языке: «Нарисовать такое мог только сумасшедший». Среди ученых и любителей искусства возник спор о том, кто это сделал, сам художник или вандал, укравший картину в 1994 году. Но специалисты Норвежского национального музея искусства, архитектуры и дизайна, которому принадлежит это произведение искусства, заявляют, что надпись сделана самим Мунком под влиянием общественного мнения, посчитавшего картину вызывающей чувство отчуждения и меланхолии. Такая уверенность возникла после детального изучения почерка на картине и в дневниках художника.